Сбалансированность бюджета является одним из показателей экономической устойчивости государства. Превышение доходов над расходами, а также соответствие расходов доходам свидетельствует о стабильности финансового положения государства, позволяет своевременно в необходимом объеме финансировать расходы.
Возникновение дефицита связывают с различными причинами:
·низкая производительность труда;
·высокий уровень затрат;
·превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов.
Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы с помощью специальных методов, инструментов финансового регулирования стимулировать экономическое и социальное развитие государства. В рамках этого процесса следует рассматривать государственное регулирование размера бюджетного дефицита, которое выражается в установление предельного размера дефицита бюджета.
В мировой практике устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета:
·2-3% от ВВП;
·5% от НД;
·8-10% от общей суммы расходов на соответствующий год.
Снижение бюджетного дефицита включает в себя 2 направления:
·увеличение доходов
·уменьшение расходов
Увеличение доходов может происходить:
1.За счет введение в законодательном порядке дополнительных видов налогов;
2.За счет расширения уже действующей доходной базы бюджета.
При осуществлении этих мероприятий нецелесообразно увеличивать налоги, т.к. это приведет к усилению налогового бремени на экономику и как результат снижение стимулов у налогоплательщиков, граждан, к снижению эффективности деятельности и, следовательно, к снижению поступлений налогов в бюджет.
Снижение расходов является достаточно сложной проблемой, которая должна решатся исходя из целесообразности отдельных видов бюджетных расходов, должна учитывать приоритеты экономического и социального характера.
Финансирование бюджетного дефицита осуществляется за счет следующих источников: